"Ворон" /The Crow/ (1994)
Продолжительность: 97 мин.
Жанр: ужасы / мистика
Режиссёр: Алекс Пройас
Сценарий: Дэвид Дж. Шоу, Джон Шерли
В ролях: Брэндон Ли, Эрни Хадсон, Майкл Уинкотт, Дэвид Патрик Келли, Эйнджел Дэвид, Рошелль Дэвис, Джон Полито, Бай Линг, Лоуренс Мэйсон, Майкл Мэсси, Билл Рэймонд, Марго Родригес, Софиа Шинас, Анна Томсон
«Ворон», поставленный по культовой серии мрачных черно-белых комиксов Джеймса О'Барра (James O'Barr), сам оказался не только кинематографической сенсацией 1994 года, но и моментально стал культовой готической иконой, наравне с «Голодом» Тони Скотта. Фильм обязан своим сногсшибательным успехом не только и не столько оригинальным комиксам, на которых он был основан, сколько уникальной креативной команде создателей, во главе с талантливейшим Алексом Проясом и Брэндоном Ли, бросившими все силы на реализацию этого проекта. Вообще, с процессом создания этого фильма связано очень много трагических (а в чем-то, возможно, и мистических) событий, зная которые, уже невозможно смотреть на получившейся шедевр просто как на «очередной мрачный фильм по комиксам». Самое трагическое событие, случившееся во время съемок, это конечно же смерть исполнителя главной роли, Брэндона Ли. Расхожее заблуждение, что эпизод его реальной смерти (случившейся по недосмотру ассистента по оружию) присутствует в фильме и что произошло это во время съемок грандиозной перестрелки в логове «главного бандита», абсолютно не соответствует действительности. На самом деле тагедия произошла во время съемок одного из эпизодов изнасилования Софии Шайнас (Sofia Shinas), экранной невесты Брэндана, в котором Фанбой, в исполнении Майкла Массэ (Michael Massee), стреляет практически в упор из пистолета в Брэндана, появляющегося в дверях. По недосмотру ассистента в стволе пистолета осталась металлическая заглушка-картридж от предыдущего дубля, которая при холостом выстреле в упор на огромной скорости вылетела из ствола и попала Брэндану в живот, отчего тот вскоре и скончался. Пленку этого дубля, не проявляя, уничтожили, поэтому этой сцены в фильме вообще нет. Смерть Брэндана в середине съемочного периода заставила авторов искать иные пути для завершения фильма. Во многих ключевых эпизодах картины Ли успел сняться, но еще немало моментов требовало его присутствия в кадре, в то время как актера уже не было в живых. Желая все-таки закончить фильм, посвященный, впоследствии, Брэндану, авторы пошли на некоторые ухищрения. Во-первых, был частично переписан сценарий, в котором теперь намного больше внимания уделялось героине Рошель Дэвис, маленькой девочке Саре, и некоторым другим персонажам. Но, главное ухищрение, на которое пошли продюсеры заключалось в том, чтобы снять недостающие сцены с участием персонажа Брэндана, используя его дублера, а потом, где это было необходимо, с помощью компьютерных технологий совместить лицо Брендана с телом дублера. Надо сказать, что этот трюк сработал на сто процентов, и не зная в каких конкретно эпизодах снимался дублер, зритель ничего «необычного» в фильме не заметит. Пожалуй, «Ворон» стал первым проектом в истории кино, когда фильм был успешно закончен при помощи компьютерных технологий, несмотря на смерть исполнителя главной роли и солидного количества неотснятых с ним сцен. Этот факт особенно впечатляет на фоне достаточно скромного бюджета, выделенного на постановку — 8 миллионов долларов. Смерть Брэндана — не единственная трагедия, случившаяся на съемках. Практически с самого первого дня производства съемочную группу преследовали неприятности — несколько рабочих во время строительства декораций получили серьезные травмы и были отправлены в больницу, чуть позже на студии случился пожар, который, правда, удалось оперативно потушить, еще позже машина одного из скульпторов врезалась в декорацию, в результате чего один из рабочих пробил себе руку отверткой... Темная энергетика «Ворона» явно показывала себя во время съемок, что, впрочем, неудивительно, если знать, на чем основана серия комиксов. А основана она на реальных событиях из жизни Джеймса О'Барра, который стал рисовать «Ворона» после трагической гибели своей молодой невесты, которую он безумно любил и которая погибла под колесами машины пьяного водителя...
Собственно, фильм этот, как и комикс, про трагедию вечной любви, которая сильнее смерти, и про месть. Молодой музыкант Эрик Дрейвен безумно любил свою подругу Шелли Вебстер, и они решили пожениться в канун Хэлловина. Однако именно этой ночью банда отморозков ворвалась в их апартаменты и разрушила их счастье. Эрика жестоко убили, выкинув тело из окна, а его подругу зверски изнасиловали и избили, из-за чего двумя днями позже она скончалась в больнице. Однако любовь и жажда мести оказались сильнее смерти, и ровно через год после этих событий Эрик встает из могилы, чтобы отомстить своим обидчикам, чтобы нести смерть во имя справедливости, чтобы защитить честь невинных. Его душа принесена на землю черным вороном, который отныне является связующим звеном между миром живых и царством мертвых, которое Эрик временно покинул, чтобы завершить свои земные дела и восстановить справедливость. И, безусловно, ему это удастся...
Фильм от первого и до последнего кадра — образец гениального визуального решения и неповторимого мрачного стиля, на котором настоял Алекс Прояс (дело в том, что студийные боссы вообще готовы были снять мюзикл «Ворон» с Майклом Джексоном в главной роли, однако после прихода в проект Прояса и Ли, которые оба были большими поклонниками комикса, студия позволила им снимать «близко к оригиналу»). Первоначально на роль Эрика планировались Ривер Феникс и Кристиан Слэйтер (River Phoenix and Christian Slater), но они оба отказались, и тогда на сцену вышел Брэндон, который оказался идеальным «Вороном», проявившем в картине не только свои «боевые» таланты (а в фильме полно «экшн»-сцен, где данные таланты ему очень пригодились), доставшиеся ему от отца, легендарного Брюса Ли, но и серьезные драматические способности. Брэндан сумел идеально передать трагедию своего персонажа мнимальными средствами, не впадая в крайности, неуместный пафос или нечто подобное — Эрику Дрейвену и его трагедии сопереживаешь, а это и есть высшее актерское достижение — заставить зрителя сопереживать персонажу. В остальных ролях также занято немало колоритных и талантливых актеров, особенно выделяются из которых двое — Майкл Уинкот в роли харизматичного лидера городского криминала Топа Доллара (которого, кстати, по имени в фильме ни разу не называют), который вместе со своей утонченной садисткой сестрой (к тому же еще и его любовницей) держит весь город в железном кулаке, и Тони Тодд, чернокожий актер, особенно известный своей ролью Candyman'a (а также ролью Бэна в римейке Ромеровской «Ночи Живых Мертвецов» 1990 года), а здесь играющей «правую руку» Топа Доллара, умного, профессионального убийцу со своим стилем и темным шармом.
«Ворон», что называется, «от и до» готический фильм. Причем явно видно, что это не стилизация (когда люди, от понятия «готика» весьма далекие, пытаются делать «фильм под готику и для готов»), а самый что ни на есть готический фильм, поставленный людьми не просто знающими субкультуру, но и глубоко чувствующие темную романтику и «готическую атмосферу». Это, впрочем, опять же не удивительно, зная что Джеймс О'Барр во время работы над комиксом вдохновлялся музыкой Joy Division и Bauhaus, а Алекс Прояс, тоже, что называется, «наш человек» (что впоследствии, сомневающимся, доказал его же «Темный Город»). Весь фильм, от первого и до последнего кадра, насквозь пропитан готической атмосферой, безысходной темной романтикой и трагедией настоящей любви, которая, к сожалению, не может существовать в нашем жестоком и далеком от идеала мире — люди погибают, но любовь не умирает, ибо она вечна. Девяносто процентов действия фильма происходит ночью, под дождем, в огромном умирающем городе, где смерть правит бал и люди бояться выходить на улицу, полную отмороженных бандитов и неспособных справиться с ситуацией полицейских. Все, буквально все пропитано тленом разложения и упадка, и даже чтобы справедливость восторжествовала — тебе нужно сначала умереть...
Фильм снят просто потрясающе (хотя картина и цветная, благодаря использованным фильтрам и специальным оптическим трюкам, большинство красок как бы выцвели, придав изображению довольно депрессивный, практически черно-белый вид) — Алекс Прояс обладает уникальным талантом работы с камерой и построения визуальных образов, идеально передающих внутренний дух и темную атмосферу рассказываемой истории. Картина, помимо отличных съемок и замечательных актеров, также идеально выверена — фильм не затянут и сбалансирован так, что внимание зрителя приковано к экрану на всем протяжении стоминутного повествования, заставляя по-настоящему прочувствовать и сопереживать происходящему на экране, что удается только очень хорошим, сильным произведениям искусства (а мы здесь говорим именно об Искусстве с большой буквы).
После своего выхода на экраны в 1994 году фильм имел просто грандиозный успех, моментально став не только культовым «субкультурным» фильмом, но и превратившись в новый готический символ. К сожалению, студийные боссы не смогли пройти мимо такой уникальной возможности превратить «Ворона» в очередной франчайз с непобедимым супергероем (как до этого произошло с Бэтмэном, к примеру) и тут же запустили в производство продолжение... Однако какое нам до этого дело? «Ворон» есть только один — и это фильм Алекса Прояса, последовавшие за ним поделки не только оказались на порядки хуже оригинального фильма, но и денег особенных студии не принесли, хотя попытки возродить франчайз предпринимаются до сих пор (после проследовавшей прямиком на видео третьей части, продюсеры с маниакальным упорством готовятся к производству четвертой, правда вот зачем — непонятно...) Что тут еще можно сказать? Безусловно, «Ворон» стал настоящей вехой в готическом кино, встав на одну ступень с такими иконами, как «Голод» или ранние фильмы Бартона. Любой уважающий себя любитель «темного» кинематографа обязан иметь данный фильм в своей коллекции не только потому, что это «культ», а просто потому, что подобного качества картин совсем немного, и «Ворон» из тех фильмов, которые будут помнить в веках, ибо это настоящий шедевр темного искусства, снятый людьми глубоко чувствующими и очень талантливыми.
Другие фильмы этой серии:
Ворон: спасение /Crow, The: Salvation/ (2000)
Ворон: город ангелов /Crow: City of Angels, The/ (1996)
Автор: Сергей Меренков
Этот фильмак всем нравится и хз почему. Вроде тема изъезженна вдоль и поперек, а всеравно смотреть интересно.